Процедура подачи и рассмотрения жалоб

на главную
На главную


Обзор процедуры

Процедура рассмотрения жалоб на предполагаемое нарушение прав человека государством является способом привлечения внимания Организации Объединенных Наций к случаям предполагаемых нарушений прав человека. Существует три механизма процедуры:

1) индивидуальные жалобы в рамках международных договоров по правам человека (часто задаваемые вопросы):

Этот механизм предусматривает рассмотрение жалоб на предполагаемые нарушения положений одного из следующих договоров в области прав человека:
- Международный Пакт о гражданских и политических правах,
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
- Конвенция о правах инвалидов (на момент выпуска диска процедура не распространялась на Российскую Федерацию в связи с нератификацией ею Факультативного протокола к Конвенции);
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (на момент выпуска диска процедура рассмотрения жалоб не вступила в силу);
- Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (на момент выпуска диска процедура не распространялась на Российскую Федерацию в связи с нератификацией ею Конвенции);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (на момент выпуска диска процедура рассмотрения жалоб не вступила в силу)

2) сообщения в рамках специальных процедур Совета по правам человека:

Сообщения направляются в рамках тематических и географических мандатов специальных процедур Совета по правам человека;
 
3) процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека:

Эта процедура применяется для рассмотрения систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемых в любом районе мира и при любых обстоятельствах.

Кто может обратиться с жалобой

Жалобы в рамках каждой из этих процедур могут быть поданы лицом, пострадавшим от предполагаемого нарушения прав человека государством, или третьей стороной от имени этого лица, например, неправительственной организацией. В последнем случае необходимо заручиться письменным согласием того человека, от имени которого выступает автор жалобы. В определенных ситуациях такое согласие не требуется: например, когда родители подают иск от имени малолетних детей или опекуны от имени лиц, не способных дать официальное согласие, или когда лицо находится в тюрьме, не имея доступа к внешнему миру. Анонимные сообщения не рассматриваются.

Для подачи жалобы не требуется её подготовка адвокатом, хотя юридическая консультация обычно повышает качество представленного ходатайства. В рамках процедур юридическая помощь не обеспечивается.

Контактная информация о механизмах рассмотрения жалоб